Одна из главных достопримечательностей Москвы – разветвлённая сеть метро – во многих случаях недоступна для людей с ограниченными возможностями. Фонд по оказанию социальной поддержки «Я помогаю инвалидам» через суд требует адаптировать подземку для перевозки инвалидов – установить устройства для колясочных спусков и наладить работу социального такси. Обращения к чиновникам и руководству метрополитена напрямую результатов не дали – некоммерческая организация получила отказ со ссылкой на техническую невозможность. Без модернизации пользоваться старыми станциями метро колясочники фактически не могут.
Социальное такси вместо дискриминации
17 апреля фонд подал иск к департаменту транспорта города Москвы и руководству метрополитена, требуя обеспечить для социально незащищённой категории граждан условия, позволяющие передвигаться в подземке на коляске с электроприводом. Соответствующие просьбы поступили в фонд от подопечных: инвалиды-колясочники жаловались на то, что не могут спуститься в метро.
В декабре прошлого года организация пыталась решить проблему напрямую с чиновниками, но в ответ на обращение фонду заявили, что, во-первых, «устройство колясочных спусков в межстанционных переходах и лестничных маршах станций не представляется возможным», а во-вторых, транспортировка инвалидных колясок с электроприводом в столичном метрополитене не осуществляется.
Президент фонда Михаил Казаков считает касающееся колясок с электроприводом решение дискриминирующим, поскольку в тексте Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ не сказано, что метро может отказать людям в перевозке по этой причине. Напротив, предприятие обязано обеспечить беспрепятственный доступ к станциям и переходам, а также к услугам, предоставляемым всем пассажирам, включая инвалидов. В судебном иске организация требует от ГУП «Московский метрополитен» исправить ситуацию либо предоставить людям с ограниченными возможностями здоровья альтернативу.
«Я настаиваю, чтобы подземка вместе с департаментом транспорта за свой счёт создала службу социального такси для инвалидов-колясочников, заменив то, что действует сейчас. Мы бы могли дать советы по улучшению работы существующей службы сопровождения», — сообщает Михаил Казаков, Президент Фонда «Я помогаю инвалидам».
– Мне приходилось пользоваться её сервисом – ручной переноской. Допустим, я подъезжаю к станции на обычной коляске, заказав заранее услуги службы сопровождения (ЦОМП). Один работник берёт мою коляску, три других пересаживают на свою и сопровождают по территории метро до конца поездки. Причём они удерживают коляску во время спуска и подъёма. Я маленький и лёгкий, а если вес человека – 120 килограммов, как они будут его везти?, – задаётся вопросом Казаков.
Представители фонда убеждены, что большинство станций столичного метро работают с нарушением действующего законодательства, поскольку не исполняют требования свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Михаил Казаков просит адаптировать их с учётом действующих нормативов.
Туалетные кабинки недоступны для инвалидов
Другой иск фонда к дептрансу и руководству Московского метрополитена содержит требование обеспечить бесплатный доступ к туалетным комплексам в столичном метро для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас стоимость услуги составляет 69 рублей.
Туалетные кабинки на станциях с 2017 года устанавливает ООО «Развитие Города». По мнению Михаила Казакова, комплексы спроектированы и эксплуатируются с нарушением пункта 5.3 свода правил 59.13330.2012, что противоречит Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и грозит наказанием по статье 9.13 КоАП РФ «Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг». Однако предусмотренные законом санкции – штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей – для юридических лиц несущественны.
Ещё три года назад доступ в туалеты в метрополитене осуществлялся только по карте «Тройка». Тогда глава фонда «Я помогаю инвалидам» вёл переписку с перевозчиком и просил организовать допуск по социальной карте москвича, но получил отказ. В мае 2021 года Михаил Казаков направил заявление в прокуратуру Московского метрополитена, где его доводы сочли обоснованными и внесли компании «Развитие Города» представление об адаптации туалетов и валидаторов в метро под приём платежей с помощью банковских карт. То, что сейчас заплатить за вход можно посредством любой карты, в фонде считают своей заслугой.
Департамент транспорта в переписке с Казаковым (есть в распоряжении редакции) ссылался на то, что в соответствии с приказом Минтранса России № 61 от 3 марта 2020 года полномочия перевозчика ограничены и он не должен предоставлять доступ ко всем коммерческим услугам. Однако документ так и не вступил в силу, указано в справочно-правовой системе по российскому законодательству «Гарант». Это значит, что ведомству придётся лоббировать принятие приказа либо организовать бесплатный доступ в туалетные комплексы для всех категорий инвалидов.
Стоит отметить, что прошлым летом метрополитен отсудил у компании «Развитие Города» 4,7 млн рублей неустойки за размещение кабинок с апреля 2020-го по апрель 2022 года. Ежемесячная плата за место по договору составляла почти 560 тыс. рублей. По данным базы «Контур.Фокус», выручка организации в 2021 году достигла 49,9 млн рублей, чистая прибыль – 918 тыс. рублей.
Метро проверят на альтернативу
В ГУП «Московский метрополитен» на вопросы «Октагона» не ответили. Как полагают юристы, иски фонда «Я помогаю инвалидам», вероятнее всего, удовлетворены не будут.
С 1 июля 2016 года улучшение доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам транспорта касается только вновь возводимых сооружений, напоминает в беседе с изданием партнёр центра правовых услуг «Регус» Александр Желватых.
– Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, если объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры нельзя полностью приспособить с учётом их [инвалидов] потребностей, собственники до их реконструкции или капремонта должны согласовать решения с одним из местных общественных объединений социально незащищённой категории, – добавляет собеседник.
«Скорее всего, суд откажется обязать реконструировать старые станции метрополитена, но запросит информацию о том, какие меры для инвалидов принимаются, и, вполне вероятно, обяжет оказывать услуги людям с ограниченными возможностями здоровья в иной форме – например, чтобы сотрудники перевозчика помогали колясочникам в передвижении», — полагает Александр Желватых, партнер центра правовых услуг услуг «Регус».
Член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов считает шанс на создание службы социального такси в подземке незначительным.
– Фонд требует оказания новой транспортной услуги, которая не охватывается перевозкой в метро. При этом руководство ГУП должно сформировать условия для доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к транспортировке без их дискриминации и учитывать свод правил, на которые ссылается истец при реконструкции станций, – отмечает эксперт.